Ритейл в условиях пандемии коронавируса замечает новые тенденции рынка. Об этом рассказал Ломакин С.А., крупный российский бизнесмен и инвестор, владелец сети "Копейка", совладелец магазинов "Монетка" и сооснователь "Fix Price", а также официальный владелец ФК "Родина". В своем интервью для портала "Лента.ру" Ломакин подвел промежуточные итоги того, как вирус и карантин повлияли на рынок товаров повседневного потребления (FMCG).

В частности, предприниматель объяснил, что в течение всего периода карантина приобрели широчайшее распространение технологии бесконтактных платежей, которые раньше активно внедрялись лишь в крупных мегаполисах. Также Ломакин рассказал о других значимых трендах:

"Рынок розницы после падения в апреле начинает расти. Увеличивается домашнее потребление, его показатели уже побили "нулевую" отметку до вируса, то есть сектор FMCG вновь пребывает в обычном состоянии. Заметны изменения поведения потребителей. Появились новые долгосрочные тенденции. Некоторые тренды, которые в феврале казались ключевыми, пошли на спад. К примеру, пропали спонтанные покупки, упал спрос на продукты ЗОЖ, а вот хлеб онлайн заказывают чаще".

Оффлайну тоже приходится несладко. Во-первых, ситуация осложняется тем, что многие люди не хотят тратить нервы на получение пропусков. Многие боятся заражения и сокращают контакты, потому реже ходят в магазины, чаще закупаются большими объемами. Клиенты теперь покупают быстро и по списку, предпочитают большие упаковки, приобретают продукты на запас.

Почему бесконтактная оплата сегодня на пике популярности?

Еще до эпидемии ритейл начал терять статус основного поставщика товаров населению, а пандемия ускорила этот процесс на годы. Введение продавцами сервисов доставки набирает обороты. Люди используют для заказа нужных продуктов и товаров витрины в соцсетях, онлайн-магазины.

Тем не менее, Ломакин не спешит опускать руки. Бизнесмен считает, что формат офлайн будет превалировать еще несколько лет. Главным же новшеством станет бесконтактная оплата, которая теперь используется повсеместно:

  • Торговые сети подключают кассы самообслуживания.
  • Активно внедряется полностью бесконтактная оплата.
  • Повышается автоматизация и роботизация.
  • Ужесточаются требования к формированию цены и ассортимента товаров.

Тот бизнес, который стремится не только заработать, но и помогать населению, приобретает лояльность клиента. Как правило, лояльность, приобретенная в тяжёлый период, сохраняется и после него, потому многие продавцы особенно стараются быть сейчас полезными для клиентов.

Актуальные тенденции рынка и технологические тренды

Стратегия H&L ("высокий" и "низкий"), столь полюбившаяся отечественным ритейлерам в последние годы, исчерпала свой потенциал. Суть ее крайне проста и подразумевает выставление цен на большинство продукции выше конкурентных, после чего покупателям предлагаются невероятно "выгодные" скидки, создавая иллюзию дешевизны товара. Однако сейчас не то время, чтобы устраивать "забеги" по магазинам с целью поиска выгоды, и ритейлеры это прекрасно понимают.

Конкуренция обостряется, бизнесмены ищут новые способы привлечения потребителей. Этим объясняются глобальные тенденции рынка, характерные для кризисного периода.

Так, по мнению основателя сети "Копейка" и сооснователя "Fix Price" Сергея Ломакина, магазины низких цен в условиях пандемии получают преимущества. Россия выходит в кризис, доходы населения снижаются, а потому доля рынка, которая приходится на магазины-дискаунтеры, будет расти.

Говоря про изменения после пандемии, стоит отметить, что в течение ближайших нескольких лет российский рынок продолжит консолидироваться, и вскоре половина рынка будет приходиться на крупных участников. Малые игроки не имеют инструментов воздействия на поставщиков для получения лучшей цены и ресурса на развитие IT-технологий. В ритейле будут выживать сильнейшие в плане технологий.

"Пандемия приносит не только убытки, но новые возможности развития, в том числе технологические тренды", - справедливо отметил Ломакин С.А.