Китай изложил свои экономические планы на второе полугодие. На заседании Политбюро 30 июля высшие должностные лица заявили, что страна “должна обеспечить эффективность макроэкономической политики”, сделать фискальную политику “более активной и ориентированной на конкретные результаты”, а денежно-кредитную политику - “более гибкой, взвешенной и целенаправленной". 

В послании Политбюро, как сообщает Caixin, также упоминалось, что Китай должен достичь своих ежегодных целей социально-экономического развития на фоне “нормализованных” усилий по сдерживанию эпидемии коронавируса, но комментарии по поводу фискальных мер были наиболее уместны. Для их реализации необходимо провести ключевые реформы, направленные на снижение нагрузки на бизнес и частных лиц, решительно поощрять активность рыночных субъектов, оптимизировать структуры фискальных платежей и содействовать маркетизации производительных сил. Только тогда мы сможем стабилизировать занятость и потребительские расходы.

Экономика Китая показала лучшие результаты, чем ожидалось, под воздействием Covid-19. Это, несомненно, благоприятно для своевременной и сильной макроэкономической политики. Центральное правительство значительно увеличило дефицит бюджета и выпустило специальные облигации по борьбе с коронавирусом, в то время как более низкие уровни государства объявили о различных сокращениях налогов и сборов и экономии на социальном страховании.

Эти сравнительно простые меры дали прямые результаты. Доходы государственного бюджета в целом рухнули в первой половине 2020 года, что обусловлено серьезными экономическими последствиями пандемии, а также сокращением налогов и сборов.

В последние дни Министерство финансов выпустило уведомление, требующее от должностных лиц усилить управление возвратом сборов и обеспечить, чтобы все сборы, которые должны быть возвращены, были возвращены обратно. Это выстрел в руку для бизнеса. Чтобы еще больше поддержать и стабилизировать занятость, налоговые органы Китая недавно опубликовали уведомление о дальнейшем облегчении бремени для аспирантов, стажеров и новичков. Эти достойные похвалы меры являются проявлением активной фискальной политики и становятся все более детализированными и целенаправленными.

Вообще говоря, активная бюджетная политика имеет два аспекта: сокращение государственных доходов и увеличение расходов. Чтобы сделать его более эффективным, нужно сделать более эффективными бюджетные расходы в дополнение к сокращению налогов и сборов.

В первые шесть месяцев текущего года бюджетные расходы были ниже, чем в 2019 году. Это связано с тем, что начальная вспышка коронавируса фактически остановила экономику, а местные органы власти увидели резкое падение бюджетных доходов. После шквала эмиссий облигаций и быстрого перевода средств на более низкие государственные уровни местные органы власти стали свидетелями улучшения своего базового финансового состояния. Есть оптимизм в отношении пространства для фискальной политики во второй половине года.

Масштаб бюджетных расходов не так важен, как то, куда направляются деньги и как структурируются платежи. Одним из критериев оценки эффективности бюджетной политики является то, насколько она стимулирует жизнеспособность бизнеса. Если компании будут бороться за выживание, занятость пострадает, а доходы и потребление потеряют свой вес.

Многие компании и индивидуальные предприниматели сильно пострадали от этой вспышки, а некоторые даже обанкротились. В частности, ресторанный, гостиничный и туристический секторы, которые в значительной степени зависят от взаимодействия между людьми, получили огромный удар. Приоритетом для китайской фискальной политики является надлежащее осуществление мер по облегчению положения таких предприятий путем дальнейшего снижения налогов, сборов, арендной платы и процентов, а также создание условий того, чтобы все принятые мерыпомогали рыночным субъектам на самых низких уровнях экономики.

Правительство КНР намерено усилить финансовую поддержку субъектов рынка и эффективно бороться с трудностями, с которыми сталкиваются многие предприятия, особенно микро -, малые и средние, пытаясь привлечь средства. Эпидемия обострила ряд каверзных вопросов, которые уже давно преследуют экономику Китая, и нам необходимо принять более решительные меры для их решения.

Предприятия являются основой занятости, которая, в свою очередь, формирует основу жизнедеятельности людей. Ситуация с занятостью в Китае осложнилась после бурной первой половины 2020 года. Недавно Государственный Совет, кабинет министров Китая, объявил о новой политике, направленной на то, чтобы помочь трудящимся-мигрантам найти работу или открыть свой бизнес.

Чтобы обеспечить занятость в конце года, следует не только направить дополнительные субсидии, снижение налогов и сборов и гарантии микро -, малому и среднему бизнесу и индивидуальным предпринимателям, но и увеличить выплаты на поддержку и обучение безработных и ищущих работу, а также обеспечить нуждающимся группам населения субсидии на проживание. Ключом к оценке эффективности фискальной политики является то, сможем ли мы точно определить людей и бизнес, которые больше всего нуждаются в помощи.

Сделать налогово-бюджетную политику более активной и ориентированной на конкретные результаты - важнейшая задача, в реализаци которой можно выделить два ключевых направления:

  1. Во-первых, необходимо сделать снижение налогов и сборов более целенаправленным и эффективным. В отличие от развитых экономик, которые предоставляют гражданам прямые платежи и денежные ваучеры, бюджетная политика Китая в ответ на пандемию в большей степени ориентирована на бизнес. Хотя это основано на потребностях страны, в сложившейся ситуации важно избегать однобокого подхода. Тот факт, что фискальные доходы сократились, а индивидуальный подоходный налог увеличился в годовом исчислении в течение первой половины 2020 года, является плохим знаком для доходов граждан и стабильного потребления. Имеет смысл рассмотреть вопрос о дальнейшем совершенствовании системы подоходного налога, в частности о сокращении верхней налоговой планки, мобилизации деятельности научно-исследовательских и опытно-конструкторских кадров и одновременного продолжении продвижения реформы налога на добавленную стоимость.
  2. Во-вторых, необходимо оптимизировать структуру фискальных платежей. В то время как Китай увеличивает стоимость специальных коронавирусных облигаций с 2,15 трлн юаней ($308,2 млрд) до 3,75 трлн юаней, центральное правительство выделило дополнительные 2 трлн юаней в виде прямых капитальных трансфертов и разрешило населенным пунктам использовать еще одну крупную сумму на инфраструктуру, объем которой аналогичен специальным облигациям.

Споры по поводу насыщенности инфраструктуры и отсутствия ее использования гремят в Китае уже много лет. Многие ученые считают, что центральные фонды должны более широко расходоваться на спасение предприятий и групп с низкими доходами, тем самым охватывая цель защиты рыночных субъектов, занятости граждан и основных источников средств к существованию. Это предложение заслуживает особого внимания.

На рубеже веков правительство Китая поклялось преобразовать основную часть бюджетных расходов из экономического строительства в государственные услуги. Если бы в стране была более рациональная структура платежей для улучшения условий жизни в течение нескольких лет и мы могли бы точно определить и поддержать людей, наиболее нуждающихся в спасении,  была бы возможность эффективно смягчить последствия коронавируса для экономики. Важно использовать этот кризис как возможность улучшить фискальные платежные структуры и создать соответствующие механизмы идентификации и поддержки.

В настоящее время экономика Китая встает на ноги, но ситуация остается сложной и нестабильной, со многими надвигающимися внутренними и внешними угрозами. Во второй половине года фискальная политика должна стать более активной, но ее эффективность будет тесно связана с системными и механистическими элементами, такими как взаимоотношения между центральным и местным правительством, финансовые и налоговые реформы, промышленные структуры и системы собственности. Недавнее заявление Политбюро о том, что мы должны “продолжать рассматривать структурную реформу на стороне предложения в качестве основной темы”, содержит здоровую дозу реализма.