Производитель рома Марк Уоткинс размышляет о своей первой неудачной попытке создать собственный спиртной напиток, когда он был подростком.

Тогдашний 16-летний парень основал рудиментарный ликеро-водочный завод в задней части банановой фермы своих родителей в небольшом городке Уокамин на северо-востоке Квинсленда, Австралия.

Его сомнительные стандарты безопасности почти привели к тому, что семейный урожай чуть не сгорел, и он чуть не отравил своего школьного друга.

«Он все еще жив, но больше со мной не разговаривает», - говорит 39-летний мистер Уоткинс.

Тем не менее, этот выход из стартовых блоков оставил его безмятежным. Его миссия состояла в том, чтобы производить спиртные напитки высшего качества, а конечной целью было создание лучшего рома в мире. Два десятилетия спустя он выполнил свою миссию.

В прошлом году награда World Rum Awards назвала ром Уоткинса Iridium «лучшим в мире ромом в горшочках возрастом пяти лет и младше». Это вывело его малый бизнес, Mt Uncle Distillery, на мировой рынок.

В целом, на сегодня крупнейшим в мире экспортером рома в стоимостном выражении является США (159 млн $ в 2018 году), за ней следуют: Германия (150 млн $), Италия (142 млн $), Куба и Доминиканская Республика (по 105 млн $) и Гватемала (98 млн $).

Поэтому, мировое производство рома, в котором преобладают бренды массового рынка, производимые в огромных объемах, в последние годы не изменилось.

Хотя компания является крошечной каплей в глобальном пуле спиртных напитков, Mt Uncle - одна из небольших, но уже растущего числа заводов по производству рома по всему миру, берущих дух в новом направлении - низкосерийное производство премиум-класса.

Согласно последним данным исследовательской группы IWSR Drinks Market Analysis, общие мировые продажи рома по стандартной или недорогой цене выросли всего на 0,6% с 2014 по 2019 год.

Многие поклонники рома, такие как мистер Уоткинс, говорят, что ром по-прежнему имеет плохой имидж, продаваемый дешевыми брендами, а зачастую и их последующее похмелье.

Консультант по производству рома и председатель судейской коллегии World Rum Awards Питер Холланд согласен с тем, что ромовой индустрии нужно кое-что изменить. «Проблема, с которой мы сталкиваемся в мире рома, заключается в том, что он неизменно представлен в виде цены, и эта цена невысока», - говорит он. -  «Когда вы мчитесь вниз, вы не повышаете качество».

Холланд также делает акцент на том, что, если ром хочет закрепить свое продвижение на рынке элитных товаров, промышленность должна прекратить классифицировать напиток по цвету. «Цвет - это не аромат», - говорит он. - «Я думаю, что белый, золотой и темный - очень лукавые термины, чтобы классифицировать очень разнообразный рынок».

По данным IWSR, глобальные продажи рома в 2019 году составили 16,5 млрд долларов, что значительно отстает от водки (43,6 млрд долларов) и виски (74 млрд долларов), но все же опережает джин (10,8 млрд долларов).

«Я думаю, что ром может стать следующим бумом. Это определенно из-за этого», - говорит Марк Уоткинс.